Чем дальше отодвигает нас время от кончины Владимира Высоцкого, тем больше легенд мы о нем слышим. Из него постепенно делают памятник – чуть ли не борца с тогдашним политическим строем, а в друзья к нему записываются люди, которые может только раз с ним и встречались. Но... Никогда Владимир Высоцкий не был однозначным и «черно-белым». Как не были однозначными по жизни Пушкин или Есенин. В Высоцком всегда были оттенки, наслоения той эпохи, его окружения, а в его жизни, как и в жизни любого человека, были как белые, так и черные полосы.
Владимир Семёнович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице. «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Его родители - Нина Максимовна Серегина и Семен Владимирович Высоцкий - прожили вместе около пяти лет - на фронте отец Володи познакомился с другой женщиной и ушел из семьи. А через некоторое время обзавелась новым мужем и Нина Максимовна. После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке. В 1949-1955 семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. На этом доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Гаспаряном — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира).
«Где мои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где мои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
А где мой черный пистолет?
На Большом Каретном.
А где меня сегодня нет?
На Большом Каретном.»
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТА В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра, с твердым намерением вскоре поступить в театральное училище. Он подал документы в Школу-студию МХАТа и, к удивлению своих близких, поступил туда с первого же захода. Там произошло его знакомство с девушкой, которой вскоре суждено будет стать его первой женой. Звали девушку Иза Жукова.
В 1959 году состоялся дебют Владимира Высоцкого в кино. В фильме режиссера Василия Ордынского «Сверстницы» он сыграл крохотную роль студента театрального института.
В том же году Владимир Высоцкий впервые вышел и на эстраду. Игру на гитаре он освоил сразу после окончания школы и к тому времени успел сочинить несколько собственных песен. Их он и исполнил на сцене студенческого клуба МГУ. По другой версии, песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики.В это время актер на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с молодой киноактрисой Людмилой Абрамовой, которая стала его женой.
В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. «Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.»
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП и «бардовскому» движению вообще. Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и уже по этой причине не может быть отнесён к самодеятельности.
В октябре 1965 г. Высоцкий встретился со Станиславом Лемом. После этой встречи Высоцкому была посвящена дарственная надпись по-польски на книге С. Лема «Bajki robotow» (Krakow, 1964): «С наивысшим уважением и благодарностью знаменитому Володе Лем Москва 65». «Володя был приглашен на встречу с Лемом у Ариадны Григорьевны... На этой встрече Володя пел для Станислава Лема и для всех, кто был на этом вечере.(Из воспоминаний Л. Абрамовой).
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади,ставшей его третьей женой. 1 декабря 1970 года они поженились. Так Марина Влади описывала их первую ночь с Владимиром в своей книге «Владимир, или Прерванный полет».
“Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновение, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви”.
Летом 1969 года у Высоцкого была клиническая смерть, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади. Она в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. К счастью, врачи привезли Высоцкого в институт Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки — и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь восемнадцать часов. По Москве уже было поползли слухи о его смерти.
Наиболее зрелый этап творчества поэта: 1973—1980-е гг. Центральное место в поэзии Высоцкого этого периода занимает тема Судьбы — от судьбы отдельной личности до судьбы целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры философского монолога и баллады, нередко — с ярко выраженным притчевым началом ("Две судьбы", "Притча о Правде и Лжи"). В 1970-е гг. Высоцкий часто работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски: "Зеленый фургон", "Мартин Иден", "Незнакомка" и "Маленькие трагедии". Большой цикл написан им для музыкальной сказки "Алиса в Стране чудес" (1977). В эти годы Высоцкий продолжает работать в театре. В конце 1970-х гг. он работает над прозой ("Роман о девочках", 1977), киносценарием ("Венские каникулы", в соавторстве с Э. Володарским), пробует свои силы в режиссуре, вынашивает идею создания "авторского" кино. Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде и т. д. Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.22 января 1980 года записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача вышла только в 1987 году. В 1975 году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это стихотворение «Из дорожного дневника». Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность.
Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал: «Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла. Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. Самые известные – «Служили два товарища», «Опасные гастроли», «Плохой хороший человек», «Место встречи изменить нельзя».
16 июля он провёл свой последний концерт в Калининграде. 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру. 25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось.А окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Но ни один человек не сдал назад билет. Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В. И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»