На берегу Маиси, притока Амазонки (территория Бразилии), живёт необыкновенное индейское племя Пираха. Мировоззрение этих людей, быт и вера в корне отличается от привычного нам. Себя они называют «правильные люди», а все остальные для них «мозги набекрень».
Прежде всего у этих индейцев своеобразное отношение ко времени. Они не знают, что такое "завтра" или "сегодня", плохо ориентируются в понятиях "прошлое" и "будущее". У них нет календарей, счета времени и прочих условностей Пираха не знают. Пираха живут "здесь и сейчас". Их мышление и ощущения ориентируется на непосредственные переживания. То, чего они не видят сами или не слышат от очевидцев, для них не существует. Прошлое для них также не имеет практически никакого значения. У них нет ни мифов, ни легенд — коллективная память выстраивается только на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.
Пираха убеждены, что спать вредно. Длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Поэтому у них не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость, а чтобы не спать, они натирают свои веки соком афеландры (тропическое растение).
Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.
Дэниел Эверет - американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Но история Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.
Они никогда не делают запасов: выловленная рыба, охотничья добыча или собранные плоды всегда съедаются сразу. Никакого хранения и никаких планов на будущее. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.
Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!».
За новой провизией они отправляются только, будучи сильно голодными. К неудачной охоте или рыбалке, они тоже относятся философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать.
Как-то Эверетт наблюдал за тем, как индейцы крайне оживлённо общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. Когда учёный спросил, почему он ничего не видит, ему ответили, что — духи пришли не к нему, а к Пираха, а когда понадобится он, ему пришлют персонального духа.
Лес для Пираха наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы.
Это самые счастливые люди, которым для жизни "здесь и сейчас" не нужен никакой Бог. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.