Люди не должны понимать Библию буквально, и конечно же, все касающееся евреев и их привилегий, является ложным и беспочвенным. Предание об исходе например, если и имело место, то имеет в своей основе исторические события значительно меньшего масштаба, воспоминания о которых были превращены в эпос о случившемся с племенем пастухов.
Известный египтолог Лабиб Хабачи утверждал, что во времена Моисея в Египте было всего несколько сот предков евреев и что они были пастухами, принадлежащими к нескольким отдельным нациям.
По мнению же профессора Андре Каго, становление евреев как нации уходит в прошлое всего на 3000 лет.
Предания об исходе, также связывают с мифологизацией в народной памяти взаимоотношений между Египтом и Ханааном. При этом предполагается, что основоположниками израильского племенного союза были ханаанеи, а не переселенцы из Египта. Однако существует общее согласие, что историчность Исхода археологическими данными не подтверждается.
Нильс Лемх, Томас Томпсон, Филип Дэвис и Кит Уатлам считают, что история странствий евреев в пустынях в поисках земли обетованной является выдумкой, которая, вероятно, была сфабрикована в 5—4 веках до н. э. израильскими священниками. Известный переход через Красное море также является выдумкой. Египетские писцы из Дома Записей тщательно следили за всеми событиями в царстве, где обычно было мало происшествий. Они отмечали даже самые мельчайшие инциденты: пролеты мигрирующих птиц, карательные экспедиции против воров и грабителей, небольшие разливы Нила, необычайно высокие и низкие урожаи и т. п. Они бы никоим образом не упустили таких значительных событий, как бегство евреев из Египта, погоню за ними солдат и потопление всей армии фараона в Красном море. Но никаких упоминаний об этом не найдено ни в одном из египетских исторических архивов.
Хотя профессор Каго не верит, что эта история в литературном смысле правильна, он чувствует, что она может быть символической, представляющей победу Бога над водами и Израиля над Египтом.
С этой точки зрения Библия по своей сути является только искусственным произведением, подобным писаниям других народов и других религий.
А сам бог Яхве заимствован у бедуинов пустыни.
И наконец, часть исследователей полагает, что попытки установления историчности событий исхода безосновательны, так как повествование об исходе имеет богословское и символическое значение, а не историческое.