После того, как игра «Assasins Creed» от Ubisoft, набрала популярность, не заставил себя ждать и фильм снятый по сюжету игры. В фильме, как и в игре ассасины выступают в роли непримиримых борцов за справедливость и мировой порядок, против ордена коварных тамплиеров, жаждущих получить власть над миром. И в каждой новой части, герой-ассасин, не щадя собственной жизни, становиться на пути алчного ордена. Но так ли это было, и кем были на самом деле эти таинственные воины, жившие в далёком средневековье?
Впервые термин ассасин начал встречаться в 12 веке в сочинениях западных летописцев о походах крестоносцев. Об этом написал доктор Фархад Дафтари в своей книге «Краткая история исмаилизма». По его мнению, речь шла о персидских низаритах аламутского периода, которые назывались еще хашишимами.
Восхождение этого ордена, началось в конце XI века, когда группа последователей учения исламитов, ведомая своим лидером и проповедником Хасаном ибн Ас-Саббахом, захватила крепость Аламут. К слову сказать, сделано это было не с помощью оружия, а исключительно путём убеждения. Выдав себя за учителя и странника, Хасан ибн Ас-Саббах так умело вёл проповеди, что большая часть местных жителей была обращена в его ярых последователей. И когда комендант понял, что его приказам уже никто не подчиняется, ему пришлось попросту бежать из своей же крепости.
Сразу же после захвата, Хасан ибн Ас-Саббах установил для всех суровый образ жизни и наложил запрет на всё, что касалось роскоши: пиров, убранства домов, дорогих нарядов и т. д. Так, он разрушил грань между низшими и высшими слоями общества. Сам же Ибн Саббах, до конца своих дней вёл чрезвычайно аскетичный образ жизни. В своих решениях он был последователен, а если требовалось, жесток.
Также были отменены все сельджукские налоги, а жители Аламута начали строить дороги, рыть каналы и возводить крепости. По всему миру агенты-проповедники Ибн Саббаха скупали редкие книги и манускрипты, содержавшие различные знания. В крепость приглашались, либо доставлялись путём похищения лучшие специалисты различных областей науки, инженеры-строители, медики и алхимики.
Но слава убийц и террористов к ордену пришла, после того, как по приказу визиря сельджукского султана Низама аль-Мулька был казнён предводитель исмаилитов в городе Сава. Аль-Мульк и стал первой жертвой ассасинов. А первым убийцей стал некий Бу Тахир Аррани, добровольно вызвавшийся отомстить визирю. Спрятавшись в зимнем саду убийца, улучив момент, нанес визирю по меньшей мере, три удара отравленным ножом. Стража практически растерзала исполнителя, но смерть Низама аль-Мулька стала сигналом к штурму дворца. Ассасины окружили и подожгли дворец визиря.
Этот случай натолкнул Ибн Саббаха на мысль о необходимости создания своей так называемой «спецслужбы», для устрашения и устранений тех, от кого зависело принятие важных решений; спецслужбу, от которой ни стены дворцов и замков, ни армия, и никакие телохранители не смогли бы защитить жертву.
Так крепость Аламут, стала школой по подготовке разведчиков и диверсантов-террористов. Но попасть в крепость было не так-то просто. Для этого был сделан сложный процесс вступления в орден. Из двухсот кандидатов проходили его максимум пять-десять человек, а перед входом во внутреннюю часть замка, ему сообщали о том, что обратного пути из ордена у него быть не может.
Юноши, желавшие вступить в орден, иногда по нескольких недель проводили перед закрытыми воротами. Тех, кто не сломался приглашали во внутренний двор. Там они несколько дней впроголодь сидели на каменном полу, питаясь остатками пищи и ждали, под дождем или снегопадом, когда их пригласят войти в дом. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти. И лишь выдержавшие это допускались в дом Великого Владыки.
«Старец Горы» объявил себя пророком. Ибн Саббах внушал своим адептам, что они могут попасть в райские сады, минуя чистилище, лишь при условии: приняв смерть по его приказу. Таким образом, хашшашины не только не боялись смерти, но и желали её, мечтая о долгожданном рае.
Помимо «психологической подготовки», ассасины очень много времени проводили в изнурительных тренировках. Убийца был обязан владеть всеми видами оружия: луком, саблями, метать ножи, сражаться без оружья, а также разбираться в ядах. В любую погоду, они должны были часами сидеть на корточках или неподвижно стоять, прижавшись спиной к стене, чтобы выработать терпение и силу воли. Также в программу обучения входило изучение языка государства, в котором ему предстояло работать.
Слухи о «Старце Горы» очень быстро распространились далеко за пределы исламского мира. Многие из европейских правителей платили дань, желая избежать его гнева. Ибн Саббах рассылал по всему средневековому миру своих убийц, никогда не покидая, впрочем, как и его последователи, своего горного убежища. Почти сразу после образования ордена, Ибн Саббах смог внушить всем правителям, что от его гнева невозможно укрыться, а осуществление «акта божьего возмездия» — это лишь вопрос времени.
По приказу Ибн Саббаха на воротах крепости Аламут была приколочена бронзовая табличка, на которой было выгравировано имя Бу Тахира Аррани, а напротив него, имя его жертвы — главного визиря Низама аль-Мулька. С годами эту бронзовую табличку пришлось увеличить в несколько раз, так как список стал составлять уже сотни имен визирей, князей, мулл, султанов, шахов, маркизов, герцогов и королей.
Как правило, после выполнения приговора, вынесенного «Старцем Горы», ассасины даже не пытались скрыться с места покушения, с готовностью принимая смерть или убивали себя самостоятельно. Саббахиты, или «люди горных крепостей», даже в руках палача и подвергаясь изуверским средневековым пыткам сохраняли улыбки на своих лицах.
Побывавший в Аламуте Генрих, граф Шампанский вспоминал, как повинуясь едва заметному взмаху руки, Ибн Саббаха, несколько стражников, стоявших на крепостных стенах, незамедлительно сбросились в глубокое ущелье. Так «Старец Горы» демонстрировал своим гостям преданность своих воинов.
Хассан ибн Саббах умер в возрасте 73 лет. После себя он оставил радикальную религиозную идеологию и сеть хорошо укрепленных горных крепостей, управляемых его сторонниками. Государство, созданное им, смогло просуществовать ещё 132 года. После смерти Ибн Саббаха его преемники не смогли расширить владения государства. Государство хашшашинов начали раздирать острые внутренние кризисы, и его былая мощь стала сходить на нет
В 1250-х монголы, вторглись в Персию. Первой жертвой монголов стал замок Аламут. Позднее, в 1273 году, было уничтожено последнее убежище хашшашинов в горных районах Сирии.
Оставшиеся в живых хашшашины, были рассеяны по горам и ушли в подполье, они больше не восстановили своего могущества. Однако исмаилитское движение продолжило своё существование. В XVIII веке иранский шах официально признал исмаилизм течением шиизма. Нынешний прямой потомок последнего «Старца Горы» — принц Ага-хан IV, в 1957 году принял главенство над исмаилитами.